Avtovoz54.ru

Авто ДРайв
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неисправности рулевой рейки

Неисправности рулевой рейки

Рулевая рейка является механизмом, который производит соединение руля с колесами. Исходя из этого, правильное функционирование данного механизма – это основа безопасности, так как благодаря этому устройству происходит адекватная реакция колес на движения руля.

Устройство рулевой рейки обуславливается валом рулевой колонки, который имеет на конце зубчатый механизм, соединенный с подобным механизмом, расположенным на самой рейке. Соответственно, движения руля заставляют двигаться рулевые тяги, а те, в свою очередь, меняют угол поворота колес.

Диагностика рулевой рейки — самостоятельные и профессиональные возможности

Диагностировать любые неполадки с рулевым механизмом необходимо крайне осторожно. Многие владельцы машин любят проводить ручную диагностику, повернув колесо и подергав за тяги, а затем пошатав саму рейку. Мало того, что такая диагностика ни к чему хорошему не приведет, она может надолго вывести из строя ваш автомобиль. В частности, проблемы с рейкой могут перерасти в проблемы с рулевыми тягами. Если вы услышали странные стуки при поездке, под капотом что-то гремит, выполните следующие процедуры:

  • остановитесь и не продолжайте движение до выявления неполадки и оценки ее влияния на безопасность;
  • попробуйте на заглушенном автомобиле повернуть руль в стороны, проверив его свободный люфт;
  • если люфт увеличен, налицо повышенный износ внутренней части рулевой рейки и необходимость замены;
  • если на крайних моментах люфта вы слышите постукивания, дело может быть в рулевых наконечниках;
  • далее можно открыть капот и визуально оценить состояние рейки, целостность резиновых пыльников;
  • остальные стадии проверки лучше проводить в СТО, до которого можно осторожно доехать и со стуками в рейке;
  • профессиональная экспертиза расскажет вам все о неполадках рулевого механизма вашего авто.

Достаточно найти хорошего мастера, который за считанные минуты проведет диагностику и вынесет свой вердикт. В современных автомобилях ремонт рулевой рейки выполняется достаточно редко. Зачастую на сервисе рекомендуют замену. Несмотря на финансовые неприятности от этого процесса, лучше повиноваться и выполнить замену рулевой рейки. Так вы сможете вернуть нормальную работоспособность рулевого механизма и гарантированно получить высокое качество работы вашей рейки на ближайшие годы.

Определение состояния рейки

Определение состояния редуктора проводится при выключенном двигателе на смотровой яме. Такая диагностика позволит определить, возможно ли сделать ремонт узла своими руками, или потребуется полная замена.

Поочерёдное проворачивание руля до упора то в одну, то в другую сторону поможет:

  • визуально и на слух оценить положение всех креплений механизма;
  • проверить наличие зазоров в шарнирах рулевых тяг;
  • определить стук и заедания рулевой рейки. Если стуки остаются после отсоединения поперечных тяг и поворотных рычагов, узел нуждается в замене или ремонте.

На видео устройство и эксплуатация рулевой рейки:

Выявив причину, возможно:

  • попытаться провести ремонт своими руками;
  • отремонтировать деталь у мастера;
  • провести полную замену узла.

Что делать с деталью, которая сломалась, решать водителю. Полная замена редуктора обойдётся недёшево, но он явно прослужит дольше, чем отремонтированная деталь самостоятельно или у мастера. Однако стук в редукторе продолжает появляться даже у некоторых новых автомобилей, недавно выпущенных с конвейера, независимо от страны-производителя.

Причины возникновения стука

Причины возникновения стука могут быть разными.

Причина стука — увеличение зазора между зубьями вследствие износа или коррозии

Читать еще:  Киа спортейдж не заводится в мороз

Одними из них являются:

  1. Плохая затяжка крепёжных соединений рулевого механизма. В этом случае нужно просто подтянуть все болты и гайки соединений.
  2. Износ пластмассовой опорной втулки левой и (или) правой стороны рейки. Во время движения, особенно по неровной дороге, образуется люфт, из-за которого и возникает посторонний шум в рулевой колонке.
  3. Коррозия, что подтачивает втулку, тоже приводит к люфту. В таком случае проблему может решить только замена.
  4. Истирание или повреждение резиновых защитных чехлов. Это приводит к тому, что внутрь механизма попадает пыль и грязь, которые изнашивают зубчатую рейку и опору скольжения.

Причинами износа опорной втулки является мягкий материал, из которого изготовлена рейка, он под воздействием плохих дорог достаточно быстро сминается. В таком случае лучше не покупать оригинальную деталь из того же материала, а выточить новую, например, из капролона.

Что делать с неисправностями рейки?

В подавляющем большинстве случаев замена или ремонт рулевой рейки производится на автосервисе, поскольку даже снятие элемента – задача непростая. Но мелкие проблемы можно решить самостоятельно, например:

  1. Заменить порвавшийся резиновый пыльник. Если вы обнаружили данный дефект на ранней стадии, когда реечный механизм функционирует исправно, то можете поменять кожух в гараже на смотровой яме. Не забудьте очистить от грязи детали под пыльником.
  2. Устранить протечки гидравлической жидкости на патрубках. Для этого придется опорожнить систему и заменить шланги, лучше все сразу.
  3. Поставить новые наконечники рулевых тяг. Признаки износа шаровых пальцев очень похожи на неисправность рулевой рейки – возникает люфт руля и стук.
  4. Сменить разбитую крестовину рулевого вала.
  5. Подтянуть либо поменять ремень, вращающий шкив гидравлического насоса. Проскальзывание ременной передачи ведет к ухудшению работы усилителя и затруднительному вращению руля.

Конструкцией рейки предусматривается регулировка зазоров в передаточном узле. На ранних стадиях изношенности шестерен люфт устраняется подтягиванием регулировочных винтов. Самому выполнять операцию крайне нежелательно: если перестараетесь и не оставите зазоров, зубчатая передача станет изнашиваться еще быстрее.

Когда проблема кроется внутри корпуса реечного механизма, самостоятельно устранить стук не получится, разве что вы сами – автомеханик. Наиболее распространены следующие внутренние неисправности:

  • выработка зубьев на рейке либо рулевом валу;
  • люфт подшипников;
  • разгерметизация сальников;
  • кольцевой износ втулок, цилиндров;
  • деформация вала либо самой рейки в результате попадания колеса в глубокую выбоину и удара по механизму.

Часть перечисленных поломок устраняется путем установки ремонтных комплектов в условиях автосервиса. Изношенные детали зубчатой передачи отдельно лучше не менять – необходимо ставить новую рейку.

Почему слышен стук рулевой рейки в автомобиле?

Для начала следует себе уяснить, что рулевое управление современного авто — это целая совокупность различных деталей, узлов и механизмов. Стуки, скрипы и прочие шумы могут происходить по самым разным причинам и в самых неожиданных местах, начиная от рулевого колеса и заканчивая наконечником рулевой тяги. Мировой автопром сегодня насчитывает три самых распространенных типа механизмов рулевого управления.

Винтовой — работает по простому принципу «винт-гайка», однако имеет самый низкий КПД и самое высокое «в классе» соотношение передаточных чисел. Устанавливался на автомобили старых конструкций, имел много минусов, самый большой из которых – высокое усилие на руле.

Читать еще:  Форд фокус 1 замена термостата

Червячный — он имеет куда меньшее усилие на рулевом колесе, обеспечивает достаточно большой угол поворота управляемых колес, соответственно и автомобиль имеет достаточно хорошую маневренность. Этот тип рулевого меньше подвержен влияниям ударных нагрузок — как говорят водители со стажем, в таких автомобилях на ухабистой грунтовой дороге «руль не вырывает из рук». Из недостатков — малонадежная конструкция, которая требовала (и сейчас требует, поскольку все еще в строю) систематического ухода и присмотра.

Реечный рулевой механизм — самый современный и самый сегодня распространенный в мировом автопроме. Работает по принципу шестерня-рейка, имеет самую простую конструкцию и отличается самым высоким КПД. Особых недостатков не имеет, но, как и любой другой механизм, работающий в режиме разнонаправленных нагрузок, требует систематического ухода.

Главным «ассистирующим» элементом любого рулевого является усилитель. Их также несколько типов.

Гидравлический, который механики так и называют — ГУР, основным его достоинством является простота конструкции и компактность. До последнего времени гидроусилитель руля являлся наиболее распространенным, и до 70% автомобилей нынешнего мирового автопарка ездят именно с ним. При проведении регламентных ТО требуется обязательный контроль уровня рабочей жидкости, но, как показывает практика, особых хлопот своим автовладельцам ГУР не доставляет. Чаще рвутся приводные ремни.

Электрический усилитель наиболее современный и прогрессивный, практически все современные легковые авто выпускаются именно с ним. Он прост в обслуживании, не требует регулировок и настроек, имеет высокую надежность и гораздо более экономен в плане расхода топлива в сравнении с тем же ГУР-ом.

Принцип работы электрогидравлического усилителя (ЭГУР) аналогичен гидравлическому, однако насос его работает не от приводного ремня двигателя через шкивы, а от электродвигателя. Весьма популярен у таких производителей, как Renault-Nissan и General Motors.

Современные автомобили в своем большинстве имеют не одну, а порой даже несколько «ассистирующих» электронных систем. Наиболее известные и популярные из них следующие.

AFS (Active Front Steering) — система активного рулевого управления изменяет передаточное число в зависимости от скорости автомобиля; уменьшает его на высоких скоростях и увеличивает на «пешеходных». То есть в тесных пространствах угол поворота управляемых колес максимален, а на трассе — существенно уменьшается. Принцип работы — механический, посредством планетарного редуктора.

Система динамического управления — работает аналогично активной системе, однако вместо планетарной передачи используется электродвигатель. Мировые производители называют их — каждый по своему: у Volvo — это VDS, у группы Volkswagen — это ADS, на некоторых моделях AUDI Group устанавливается рулевое управление с сервоприводом, называется ADS, производители из Японии и Кореи имеют собственные «стандарты»… и так далее.

Существуют также системы беспроводного управления, которые сегодня принято называть адаптивными системами. Основным признаком такой системы является полное отсутствие жесткой связи между рулевым колесом, исполняющими механизмами и колесами автомобиля. Подобных электронных систем не так много, но и они также «в ходу».

Электронно управляемые рулевые механизмы позволяют водителю выбирать различные режимы настроек — от тугого и «короткого» спортивного до вальяжного комфортного. Прибавляйте сюда все те механические узлы и сопряжения деталей, которые вы видите на схемах и фотографиях, и вы сами поймете, что диагнозы гаражных мастеров типа: «у вас слышны стуки в рулевой рейке» или «в вашем автомобиле стучит рулевая рейка» — некорректны.

Читать еще:  Ремонт рулевой рейки рено симбол

Более того — безграмотны.

Причин — неисправностей (и звуков) множество! Начиная с подшипников рулевого колеса и рулевого (первичного) вала. Далее — карданный шарнир на рулевом валу, после него — сопряжение шестерня-рейка, следом — сопряжения рейка-рулевые тяги и, в конце концов, наконечники рулевых тяг. Плюс дополнительные механизмы усилители и системы, которые также могут издавать различные звуки: стуки, скрипы, стоны и так далее.

Кроме того, в большинстве европейских стран допустимые значения суммарных люфтов в механизмах рулевого управления могут быть в пределах:

  • до 25 градусов на грузовых автомобилях;
  • до 20 градусов на автобусах;
  • до 10 градусов на микроавтобусах и легковых авто.

Не имея специального оборудования, «на глазок» ни эти 10 градусов, ни стук в рулевой рейке (именно в рулевой рейке) обнаружить — невозможно! Только в условиях профильного автосервиса. Но первичные признаки начинающихся проблем — всегда очевидны.

Причинами появления стуков в рулевом являются:

  • плохие дороги и наши высокие скорости на этих плохих дорогах;
  • естественный износ в процессе длительных сроков эксплуатации, когда начинают увеличиваться заводские параметры по зазорам и люфтам;
  • прохудившиеся или даже порвавшиеся пыльники, ослабленные хомуты защитных чехлов, вследствие чего узел набивается грязью и пылью.

Однако не только сама рулевая рейка может издавать стуки, поэтому диагностировать проблемы должны исключительно специалисты. Причем ушлые бизнесмены от автосервиса предлагают «со старта» сразу заменить рейку (и порой даже без диагностики), в то время как проблема кроется в изношенных пластиковых вкладышах. Такие «спецы» стараются продать самый дорогостоящий вариант решения проблемы, которая зачастую решается простым подтягиванием регулировочного винта.

Для продвинутых и особо интересующихся читателей привожу более подробную схему современного реечного рулевого механизма, а мест и причин появления стуков тут, как вы видите, — много!

Как предотвратить поломку рулевой рейки?

Тут совет будет универсальный: диагностика, техническое обслуживание, профилактика. Чем раньше заметите признаки проблемы, тем проще будет устранить причину. Запущенные случаи превращаются в дополнительные траты. Как только появилось что-то похожее из раздела про признаки — езжайте к специалистам и проверяйте рулевую рейку. Главное, чтобы мастера знали технические особенности вашей машины и у сервисного центра были хорошие отзывы. Совсем хорошо, если это официальный дилер вашей марки, мастера которого работают по стандартам, а не «как удобнее», и знают все технические особенности машины. Или если это сервис, специализирующийся на ремонте реек.

Факт. Раньше рулевые рейки считались обслуживаемыми. Их чинили, делая замену отдельных частей. Так продолжалось до середины нулевых, а потом все чаще этот узел стали называть необслуживаемым. Продажу оригинальных деталей производители прикрыли, а восстановление рулевых реек сделали вне закона, говоря, что это плохо влияет на безопасность управления. В этой ситуации есть пара нюансов. Во-первых, для большинства автомобилей рейки изготавливают сторонние производители, которые все также делают запчасти. Во-вторых, сам этот узел почти не меняется со временем, поэтому на некоторые свежие машины подходят детали из прошлого.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector