Avtovoz54.ru

Авто ДРайв
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Втягивающее реле стартера: основные неисправности и особенности выбора устройства

Втягивающее реле стартера: основные неисправности и особенности выбора устройства

Несмотря на то, что большинство современных автомобилистов отдают предпочтение обслуживанию и ремонту своего авто в специализированных центрах, самостоятельную диагностику транспорта еще никто не отменял. К тому же элементарное понимание устройства машины поможет избежать обмана со стороны недобросовестных мастеров, которые отпавший проводок диагностируют, как поломку серьезного узла. А «ремонтируют» они данную поломку элементарным подтягиванием контакта.

Одна из ситуаций, в которой автолюбитель должен проявить наблюдательность, это момент, когда он заводит мотор. Вообще это возможно, если стартер исправен. Ключевую роль в том, заведется ли двс транспорта, играет втягивающее или тяговое реле.

Наиболее точно говорит о том, что реле неисправно отсутствие сцепления бендикса стартера с маховиком двигателя. Признаками выхода из строя втягивающего реле является невозможность отключения стартера после запуска двигателя, при этом слышно характерное жужжание, то есть стартер вращается в холостую.

Для проверки стартера не обязательно снимать его. Достаточно просто любым металлическим предметом замкнуть контактные болты, расположенные в задней части тягового реле. Если стартер будет крутиться, значит действительно неисправно реле.

Втягивающее реле стартера — как оно работает

  • Втягивающее реле стартера — как оно работает
  • 1. Функции втягивающего (тягового) реле стартера
  • 2. Конструкция и система работы втягивающего реле
  • 3. Диагностика и ремонт устройства

Доброго времени суток, уважаемые читатели! В жизни каждого водителя бывали моменты, когда автомобиль отказывался работать и сдвинуть его с места можно было только с применением физической силы. Причин этого явления насчитывают множество, но что бы точно узнать в чем дело нужно провести диагностику транспортного средства. Если Ваш автомобиль не реагирует на запуск, в первую очередь следует проверить исправность электропроводки, аккумулятора и если с ними все хорошо, то вполне реально найти поломку в работе стартера.

Наиболее уязвимое место этой детали — втягивающее реле, о принципе работы которого знают немногие. Этот довольно маленький узел оказывает огромное влияние на начало работы мотора и в случае выхода из строя отдельных его составляющих, машина окажется полностью «парализована». Поэтому, в данной статье мы расскажем об особенностях работы втягивающего реле, возможных поломках и способах их устранения.

  • 1. Функции втягивающего (тягового) реле стартера
  • 2. Конструкция и система работы втягивающего реле
  • 3. Диагностика и ремонт устройства

1. Функции втягивающего (тягового) реле стартера

— при запуске двигателя, синхронизирует работу узлов (цепей) стартера;

— способствует перераспределению электроэнергии между мотором стартера и электромагнитом реле;

— подводит шестерни бендикса к зубцам венца маховика, а после старта — возвращает ее на прежнее место. Эту функцию, многие автолюбители, считают основной в работе данного устройства.

Практически во всей автомобильной литературе, описанное устройство называется «тяговым реле стартера», однако, в народе его называют еще «втягивающим», имея ввиду туже самую деталь. Первым человеком, изобревшим втягивающий механизм, в далеком 1912 году, стал Чарльз Кеттеринг, один из основателей, популярной и в наши дни, фирмы Delco.

Именно благодаря ему, в то же время, с конвейера сошел первый автомобиль оборудованный таким устройством и, соответственно, электрической системой зажигания. Подобное нововведение, при запуске транспортного средства, позволило отказаться от использования специальной ручки (кривого стартера), которая помещался в шкив коленчатого вала и требовала немалых усилий для запуска двигателя.

Для того, что бы мотор начал работать (запустился), нужно обеспечить вращение коленвала ровно до того момента, пока в камерах сгорания не начнет воспламенятся горючая смесь. Если двигатель исправен, то на это действие затрачивается всего несколько секунд времени. Соответственно, в случае неисправной работы любой из частей стартера, отвечающего за вращение коленчатого вала, последний не будет двигаться, а в камерах сгорания не начнет гореть топливо и автомобиль никуда не поедет. Более конкретно, о принципе работы тягового реле стартера, а также возможных поломках этого устройства мы Вам дальше и расскажем.

2. Конструкция и система работы втягивающего реле

Данное устройство имеет относительно несложную конструкцию и включает в себя следующие детали: корпус, контакты реле, контактный диск, магнит с втягивающей и удерживающей обмоткой, сердечник (якорь), имеющий шток реле стартера и шток привода его вилки, возвратные пружины.

Основная часть этого реле — втягивающая катушка цилиндрической формы (образует электромагнит), внутри которой размещается подвижный якорь (сердечник), а сверху наматываются витки удерживающей катушки. С одной стороны сердечника размещен выходящий за габариты корпуса шток, который толкает вилку стартера и имеет на конце отверстие или перекладину (в зависимости от модели автомобиля). С другой стороны — находится шток, на конце которого находится контактный диск реле стартера. Корпус втягивающего реле представляет собой чашку с изоляционного материала, в которую вдавлены два контакта с нарезанной резьбой (к ней, гайками крепятся клеммы). Обычно, между контактами, на внешней части крышки, расположен бортик, который не допускает короткого замыкания. Сама крышка, с помощью винтов, так крепится к торцу реле, что его контакты выходят напротив контактного диска, размещенного на штоке сердечника.

Читать еще:  Какие жиклеры стоят на карбюраторе ваз 2107

Тяговое реле стартера прочно соединяется со стартером и располагается над ним. В случае необходимости, его довольно просто можно снять, но перед этим придется демонтировать сам стартер. В основном, все производители такой детали предлагают ее в двух вариантах: разборном (подлежит диагностике и ремонту) и не разборном, которое при поломке придется полностью заменить.

Весь процесс работы втягивающего реле стартера проходит следующим образом. Замыкание контактов в замке зажигания, приводит к срабатыванию реле стартера (обычное, размещено в монтажном блоке), которое, в свою очередь, от аккумулятора посылает напряжение на втягивающую обмотку. Таким образом, создается магнитное поле, под действием которого якорь попадает во внутрь обмотки, выполняя при этом сразу несколько действий: с одной стороны, с помощью штока заставляет вилку стартера начать движение и сдвинуть обгонную муфту (бендикс), способствуя зацеплению шестерни стартера с венцом маховика, а с другой, помогает закрепленному на штоке диску, замкнуть контакты втягивающего реле стартера.

Таким образом, в процессе движения якоря, стартер соединяется с маховиком и сразу же подключается к аккумулятору. После этого, по мотору стартера проходит ток и он начинает двигаться, а через несколько секунд запускается двигатель автомобиля.

Когда стартер включается, втягивающая катушка отключается и ток переходит на удерживающую катушку, одна из функций которой состоит в удержании крайнего положения якоря. Использование такой катушки способствует снижению мощности, потребляемой втягивающем реле, так как на сдерживание якоря затрачивается намного меньше энергии, чем нужно было бы для его втягивания. В результате, общие затраты заряда аккумуляторной батареи, при пуске двигателя, значительно снижаются.

После того, как двигатель машины запустился (для этого используется ключ зажигания), цепь стартера разрывается, обмотка тягового реле обесточивается и благодаря действию пружины якорь возвращается в начальное положение, а следом за ним бендикс и контактный диск отводятся от контактов реле стартера. Последний одновременно отсоединяется от маховика мотора и отключается от аккумулятора. Все последующее время эксплуатации транспортного средства, втягивающее реле стартера, да и он сам, никак не участвуют в работе силового агрегата автомобиля.

3. Диагностика и ремонт устройства

Втягивающее реле стартера имеет довольно простую конструкцию и, обычно, отличается долговечностью. Но не смотря на это, из-за частых больших нагрузок на данный узел и учитывая работу реле стартера с высоким напряжением (может достигать несколько сотен ампер) в работе втягивающего реле периодически возникают проблемы, обусловленные появлением характерных неисправностей. Чаще всего, они выражаются в следующем:

— силовые контакты реле стартера, со стороны контактного диска могут подгорать;

— втягивающая или удерживающая обмотка, время от времени, способна обрываться;

— деформирование возвратной пружины;

— короткое замыкание в обмотках;

— прочие механические повреждения в отдельных деталях втягивающего реле.

Однако, прежде чем сделать окончательный вывод о существовании поломки и планировать ремонт, следует провести полную диагностику реле. Тут важно помнить, что действует данная деталь как электромагнит: после того как на обмотки стартера подается напряжение, реле начинает притягивать к себе вилку стартера, которая подвигает бендикс, тем самым способствуя его сцеплению с маховиком. При выполнении таких действий происходит замыкание всех контактов, подающих напряжение на обмотки. В случае сбоя, хотя бы в одной части этого процесса, автомобиль не заведется. Что бы определить место неисправности, в первую очередь, следует руководствоваться внешними ее проявлениями.

Если стартер не крутит , то тут возможны два варианты: либо втягивающее реле срабатывает, но стартер не вращается, либо втягивающее реле и стартер вовсе не работают. Срабатывание реле определяют по характерному щелчку, который появляется в момент втягивания якоря вовнутрь. Если повернув ключ, Вы его услышали, то реле исправное, а если нет — значит оно не работает или же на него не поступает ток.

Читать еще:  Регулятор печки ваз 2112

В случае, когда втягивающее реле работает, но стартер не крутит, причина может крыться в подгорании силовых контактов реле. Так это или нет, Вы можете проверить с помощью любого металлического предмета (например, отвертки), замкнув им выступающие части контактов. Если после этого, стартер начинает вращаться — значит проблема действительно подгоревших контактах, а если нет, то скорее всего причина в самом стартере.

Бывает, что одновременно и стартер, и реле не работают. Причины, в этом случае, могут быть как внешними, так и внутренними (например, обрыв цепи включения, неисправность замка зажигания, обрыв обмотки втягивающего реле, когда катушка теряет контакт с «массой» и т.д.).

Если втягивающее реле работает, но при этом слышен стук или дребезг, значит причина проблемы в плохом контакте обмотки(ок) с «массой». Проверить их не сложно, для этого всего лишь нужно измерить сопротивление с помощью омметра. Как правило, сопротивление втягивающей обмотки составляет примерно 0,55 Ом, в то время как удерживающей — 0,75 Ом. Сопротивление, меньше этих показателей, говорит о наличии короткого замыкания внутри обмотки, а слишком большое — о ее плохом контакте с массой или клеммами.

Если Вы заподозрили, в какой-то из обмоток обрыв, проверить эту догадку можно воспользовавшись пробником из батарейки или лампочки: если подключив лампочку к обмотке она горит — все нормально, а если нет, значит имеется обрыв. Недостатком этого способа является отсутствие возможности определения короткого замыкания, так как незначительная разница в сопротивлении, практически никак не влияет на яркость свечения лампочки.

Обнаружив поломку, втягивающее реле можно либо отремонтировать, либо заменить. Однако, здесь ключевую роль играет вид его конструкции: если в транспортном средстве установлено не разборное реле, то помочь Вам сможет лишь покупка и установка новой детали, а если его можно разобрать, то вполне реально устранить проблему самостоятельно. Для этого, прежде всего, нужно демонтировать реле со стартера и разобрать, в отдельных случаях придется отпаять выводы обмоток. Далее стоит проверить все его контакты, в случае обгорания — зачистить до блеска с помощью наждачной бумаги. Если Вы увидели отпавшие от корпуса выводы обмоток, стоит припаять их обратно. Кроме этого, можно заменить отдельные изношенные части втягивающего реле.

После проведения такого нехитрого ремонта, деталь сможет исправно прослужить еще несколько лет, правда, намного проще купить новое реле и не играться со старым, тем более, что стоит оно не так уж и дорого.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Как самостоятельно проверить реле стартера

Реле включения стартера располагается непосредственно на стартере, обычно в верхней либо боковой конструктивной зоне. К нему есть неплохой доступ, если, конечно, можно найти доступ к стартеру вообще. Во многих автомобилях стартер находится в «мертвой» зоне под выпускным коллектором в пространстве между двигателем и салоном.

Проверка втягивающего реле стартера начинается с измерения сопротивления обмотки. В некоторых более пожилых автомобилях на обмотку реле стартера подается напряжение прямо с замка зажигания. Следует с помощью мультиметра «прозвонить» (измерить сопротивление) обмотку реле. В новых авто реле стартера запитывается через реле системы управления двигателя. Оно обычно установлено в блоке предохранителей и реле подкапотного пространства. Лучше воспользоваться электрической схемой авто.

Эту операцию можно сделать и непосредственно у стартера. К нему идут два провода: один толстый от аккумуляторной батареи, другой тонкий – к реле стартера. Сопротивление между выводом реле стартера и «землей» автомобиля должно быть в пределах от 0,5 до 5 Ом. Но здесь есть «НО». В большинстве схем генераторов в цепь реле стартера включен электродвигатель привода стартера. Поэтому, если изношены щетки, и теряется контакт электродвигателя, реле таким методом прозваниваться не будет, стартер не срабатывает. Опытные автоэлектрики советуют постучать по стартеру (стучать нужно сильно), возможно щетки отлипнут, и стартер заработает.

Все остальные неисправности можно определить либо «на слух», но лучше путем демонтажа стартера.

История создания втягивающего реле стартера

Втягивающее реле – ровесник стартера. Идея использования электромотора, впервые появилась у американского инженера Чарльза Франклина Кеттеринга, одного из основателей продолжающей процветать и в наши дни фирмы Delco. Первый автомобиль с электрическим зажиганием, стартером и втягивающим реле появился в 1912 году. Изобретение системы зажигания Delco открыло женщинам дорогу в автомобилисты. Заводить двигатель с помощью «кривого стартера», то есть ручкой, вставляемой в шкив коленвала, им было не под силу.

Читать еще:  Лада калина датчик скорости

Демонтаж

С процессом демонтажа не должно возникать никаких проблем. Здесь главное снять стартер, поскольку на нем удерживается искомая релюшка. Следовательно, демонтаж проводится в сборе.

  1. Включите ручник, отключите аккумулятор, сняв с него минусовую клемму.
  2. От АКБ на контакт релюшки идет провод с крупным сечением. Его можно отключить путем откручивания с помощью ключа на 13.
  3. Из втягивающего реле извлеките тонкий провод питания обмотки.
  4. С помощью того же ключа на 13 открутите три крепежные гайки, удерживающие стартер на блоке сцепления.
  5. Извлекать устройство можно через низ или верх. Если выбрали верх, тогда нужно немного покрутить стартер вокруг своей оси и достать.
  6. Нижний вывод сложнее, поскольку здесь нужно снимать защиту картера. Но если проводятся параллельные работы, требующие подобных манипуляций, проблем не возникнет.

Ремонт

Далее перед вами стоит выбора — заменить полностью релюшку или же попробовать ее отремонтировать.

Полноценному ремонту поддается только реле, имеющее разборную конструкцию. Не редко на автомобилях стоит релюшка с неразборным корпусом. Там ремонт также возможен, но только частичный.

  • Открутите пару болтов, которые удерживают релюху на стартере, отсоедините серьгу сердечника от верхнего конца приводного рычажка;
  • На его место установите новое втягивающее реле, завершив тем самым замену.

Но если вы хотите сэкономить или просто любите повозиться с автомобилем, вполне можно попробовать вернуть к жизни поврежденную релюшку. Для этого мы предлагаем вам подробную инструкцию.

Разобранный элемент

Если такая мера не помогла, будем разбирать корпус и ремонтировать.

  1. Релюха состоит из корпуса с обмоткой внутри, сердечника с возвратной пружиной и контактов.
  2. Пружина отсоединяет шестерни ротора стартера от венца бендикса при отключении питания обмотки релюхи.
  3. Задняя крышка релюшки зафиксирована винтами к корпусу. Потому первым делом снимаем эта крышку, открутив соответствующие крепежные элементы.
  4. У обоих контактных болтов есть по гайке, которые также открутите.
  5. Под гайками вы увидите шайбы. Не потеряйте их, чтобы при обратной сборке вернуть на место.
  6. Отпаяйте оба вывода обмотки, вооружившись паяльником. После чего снимите крышку.
  7. Если на контактах вы обнаружили следы нагара, их можно удалить мелким надфилем.
  8. Под крышкой располагается резиновое уплотнительное кольцо. Проверьте его на предмет эластичности, целостности. Если кольцо повреждено, износилось, замените новым.
  9. Демонтируйте контактную пластину вместе со штоком.
  10. Плоской отверткой снимите возвратную пружину.
  11. Если пружинка деформировалась, сильно растянулась, ей потребуется обязательная замена. В противном случае изношенная пружина не сможет гарантировать нужный контакт. Как результат, релюшка не отрабатывает должным образом.
  12. Разберите контактную пластину. Чтобы это сделать, нужно снять стопорное кольцо, изолирующую шайбу. После этого пластина сама выпадет из-за давления, создаваемого пружиной.
  13. Извлеките из крышки контактные болты. Зачистите поверхности их контактов. Не редко из-за подгорания контактных поверхностей перестает работать нормально втягивающее реле.

Контактные болты

  1. Если нагар слишком сильным и простой наждачной бумагой удалить его не получается, не спешите покупать новые болты. Просто поверните их на 180 градусов. Так соприкасаться они будут уже другой стороной, где нагар отсутствует.
  2. Обмотки реле располагаются в неразборном корпусе. Если они повреждены, вам не останется ничего другого, кроме как целиком поменять релюшку.
  3. Замените все поврежденные и изношенные элементы реле включения, после чего соберите все в корпус обратно. Установите втягивающее реле на место и проверьте, вернулось ли зажигание в норму.

Если реле имеет неразборный корпус, многие рекомендуют его менять. Но при желании можете даже такой агрегат отремонтировать. Для этого нужно развальцевать корпус плоскогубцами, затем отпаять контакты и извлечь крышку. Далее следуйте инструкции, приведенной выше.

Последний этап замены или ремонта — это проверка сопротивлений обмоток.

Если узел работает исправно, вам мультиметр в режиме омметра покажет следующие данные.

Участок замера

Показатель в норме

Между лепестковым контактом и нижним болтом реле

Сопротивление на данном участке должно быть около 0,5 Ом

Между лепестковым контактом и корпусом

При проверке этого участка требуется получить 0,7 Ом с допустимой небольшой погрешностью

Проверка состояния

При существенном отклонении от нормы замените отремонтированное реле, либо проверьте новое. Оно могло оказаться дефектным или поддельным.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector